На недавних парламентских слушаниях в Госдуме министр энергетики Сергей Шматко заявил с трибуны, что дальнейшего повышения цен на электроэнергию российская экономика не выдержит. Учитывая тот факт, что конечные цены на электроэнергию для российских потребителей во многих регионах уже сравнялись либо превысили уровень цен в большинстве развитых стран (даже без учета паритета покупательной способности рубля), российские потребители электроэнергии должны были вздохнуть с облегчением. Действительно, теперь вроде бы есть все основания надеяться, что Минэнерго, немало сделавшее для безудержного роста цен на электроэнергию (для промышленности — втрое за восемь лет), наконец вспомнит, что электроэнергетика не существует сама по себе, и повернется к потребителям хотя бы в профиль.
Что же происходит в действительности? За примерами далеко ходить не надо. Буквально в конце марта Минэнерго внесло в правительство новый проект «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», сопровождаемый проектами изменений в некоторые другие нормативные акты. В числе многих полезных и взвешенных новаций, необходимых для развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии, содержатся также конструкции, реализация которых прямо противоречит публично заявленной позиции министра:
1) При том, что в проекте «Основных положений...» подробнейшим образом описан порядок действий всех участников при смене потребителем сбытовой компании — продавца электроэнергии, этот же нормативный акт сохраняет «крепостное право» гарантирующих поставщиков в отношении их потребителей. По-прежнему предусматривается необходимость получения потребителем, желающим сменить сбытовую компанию либо выйти на оптовый рынок, так называемого заключения регионального регулятора «об отсутствии отрицательных социально-экономических последствий». Ни для кого уже давно не секрет, что в отсутствие общей методики расчета и оценки таких последствий получение этого документа конкретным потребителем зависит исключительно от благорасположения к нему местных чиновников. Сохранение этой нормы делает практически бессмысленным всю ту часть проекта «Основных положений...», которая должна была бы обеспечить потребителям реальное право выбора поставщика электроэнергии.
2) Помимо правок, необходимых для развития розничных рынков, Минэнерго с подачи сетевых компаний предлагает внести изменения в документ, являющийся несомненным достижением в деле защиты покупателей электроэнергии от произвола и мздоимства монополистов. Речь идет о проекте поправок к Правилам недискриминационного доступа к услугам сетевых компаний. Сетевики предлагают изменить базу для расчета тарифа на услуги по передаче и вместо заявляемой потребителем мощности, максимально близкой к реальной мощности потребления, перейти на оплату так называемой максимальной мощности. Одновременно предлагается ввести драконовские штрафы за превышение потребителем этой выдуманной мощности — все для того, чтобы «мотивировать предприятия к ответственной подаче заявок на присоединение».
Похожие записи:
Деятельность «Московской объединенной электросетевой компании» (МОЭСК) на протяжении года связана с
На межрегиональных ежегодных состязаниях по профессиональному мастерству ОВБ (оперативно-выездных бр
Проведение восстановительных работ на обслуживаемом челябинским филиалом ОАО «МРСК Урала» участке се
В данный момент началась активная подготовка ОАО «ФСК ЕЭС», которая входит в состав группы компаний